пятница, 17 октября 2008 г.

Мошенничество в Социальных Сетях

С увеличением популярности социальных сетей, увеличилось также количество случаев мошенничества, напрямую связанного с ними. Оно и понятно: Социальные Сети представляют новые возможности для различных схем получения прибыли за счет доверчивых пользователей. Как я уже неоднократно призывал на страницах этого блога, Будьте Бдительны! Не позволяйте мошенникам воспользоваться информацией предоставленной вами на ваших страницах, а также теми добрыми чуствами, которые вы питаете в вашим друзьям. Предлагаю вашему вниманию статью Юлии Никитиной о случаях мошенничества в Социальной Сети «В Контакте» (по материалам сайта Фонтанка.Ру).


012001230

Социальные сети довольно быстро опутали своей паутиной человечество. И если в Европе и Америке интерес к аналогам российских сайтов «ВКонтакте» и «Одноклассники» постепенно угасает, то россияне только начинают погружаться в пучину виртуальной жизни. Мошенники - тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Правда, они пошли дальше «обывателей» и помимо прочих удовольствий научились получать от социальных сетей еще и деньги.

Когда Евгений Степанов получил «ВКонтакте» от своего друга Димы личное сообщение, он очень удивился. Раньше Евгений не замечал за приятелем манеры обращаться с подобными просьбами. «Привет, выручай, купи мне доступ к сайтику одному, отправь смс с кодом «20 6059» (там пробел 20 и 6059) и на ответное смс тоже ответь как там указано, помоему «30 6059» на тот же 1171...Это стоит рублей 20 что ли..В конце прийдет код доступа - вот он мне то и нужен, у меня деньги на мобиле деньги кончились, а доступ очень нужен, деньги за смс верну на днях, выручи....Заранее спасибо))». (авторская орфография и пунктуация сохранены - прим. ред.)

На всякий случай Евгений позвонил другу. В ответ Дима поведал, что никаких сообщений не посылал. Проверив свою «личку», он обнаружил, что 9 сентября всему списку его друзей были отправлены послания аналогичного содержания. Адресаты отнеслись с пониманием «к просьбе» и просили подождать немного - мол, деньги перешлют, но позже. Пришлось Дмитрию экстренно обзванивать друзей и говорить, что делать этого не нужно. К счастью, успел. В общем, от «привета спамера» Дмитрий и его товарищи отделались «малой кровью», только на душе остался неприятный осадок. Да еще загадочное послание от неизвестного под ником «Сергей Сталкер Молитян», слегка похожее на издевательство: «Привет тебе! от меня...».

Если бы случай был единичный, можно было просто не обратить на неприятность внимания. Однако взлом личных страничек и рассылка спамов становятся новой проблемой для пользователей Интернета. Тексты посланий варьируются. Например: «Помоги плиз тут с голосованием, уже на 3м месте, хочу Hyundai Accentвыиграть, осталась пару голосов чтобы победить(( нужно отправить мой код З59 на номер 1171 стоит как обычная смс, но нельзя за себя голосовать - только с разных номеров считаются голоса(( Буду в большом долгу пред тобой, деньги отдам конечно, потом покатаемся на хюндае) Спасиб заранее=)» или «Привет, прошу тебя помочь, я участвую в одном конкурсе.. я уже на втором месте среди лидеров.. мне не хватает пару смсок до первого места, победителю - приз BMW X6!!!». Примечательно, что помимо безграмотности, эти послания связаны между собой еще и коротким номером 1171.

«Фонтанке» удалось выяснить, что этот номер принадлежит сотовой компании «Мегафон». Стоимость услуги - 177 рублей. Как пояснили в пресс-службе Северо-Западного филиала ОАО «Мегафон», сотовая компания «продает» специальные сервисные номера самостоятельным компаниям (контент-провайдерам) и занимается только обслуживанием трафика - осуществляет передачу и тарификацию запроса. Ответственность за содержание и качество услуги несет контент-провайдер. Основная их функция - предоставление абонентам информационных и развлекательных услуг (картинки, мелодии, голосования).

В ЗАО «Контент-провайдер Первый Альтернативный» подтвердили «Фонтанке», что их компания в настоящее время действительно «владеет» сервисным номером 1171. Но провайдер в свою очередь имеет право «давать попользоваться» им другим лицам, в том числе и физическим. Так, собственно, и произошло с 1171, сейчас его арендуют сразу несколько физлиц (сколько именно, провайдеры уточнить оказались). Соответствие содержания услуг нормам действующего законодательства обеспечивает служба технической поддержки провайдера. «Мы отслеживаем такие случаи, - рассказал сотрудник службы Арсений Антонов, - и если выявляется факт, что указывается недостоверная информация о стоимости услуги, как, например, в данном случае: вместо реальных 177 рублей - 20, то виновник наказывается штрафом». Как пояснили в службе техподдержки, недобросовестного арендатора номера можно идентифицировать по коду - за каждым закреплен свой «получатель денег». Информацию, переданную «Фонтанкой», провайдеры записали и пообещали разобраться, однако поделиться результатами «разборок» опять же отказались.

Случай в «ВКонтакте» очень сильно подходит под определение - хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием, проще говоря, мошенничество. Расследованием преступлений, совершённых с использованием сети Интернет, занимаются специализированные подразделения ГУВД, иными словами, управление «К» или отдел «К». Как сообщили «Фонтанке» в ГУВД по Петербургу и ЛО, подобные случаи находились и находятся у них на контроле. Оперативники работают в равной мере как по заявлениям потерпевших, так и по результатам оперативных разработок. Чаще всего проводимые проверки «не выливаются» в уголовные дела, поскольку «ниточка» приводит к родственнику или знакомому потерпевшего. Поскольку Северная столица - «родина» «ВКонтакте», сотрудникам питерского отела «К» большое количество материалов поступает в разработку из других регионов. Возбужденные уголовные дела по результатам проверок возвращаются «в родные пенаты», поэтому официально шквал фактов мошенничества «ВКонтакте» в Петербурге не зарегистрирован.

В современном обществе осталось совсем немного людей, которые не слышали об Интернете. Из общего числа пользователей - львиная доля тех, кто знаком с паутиной на уровне «чайника», людей, считающих себя «спецами» в сфере высоких технологий, гораздо меньше. Настоящих специалистов и вовсе единицы. Есть подозрения, что мошенничеством в интернете занимаются именно те, кто с глобальной сетью на «эй, ты». И если пользователи, памятуя о почтовых спамах и смсках на мобильники, быстро распознали новую разновидность старого мошенничества, то не факт, что завтра аферисты не придумают альтернативную ловушку, в которую вы все-таки попадетесь. Так что, если начальник отключил ваш рабочий компьютер от «ВКонтакте», не расстраивайтесь - быть может, шеф просто печется о сохранности вашего бюджета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий