понедельник, 8 августа 2022 г.

Вина или беда Россиян? Два стихотворения с длинным предисловием

 

Наверное, ввиду кратковременного затишья в изменениях карты фронтов, на поверхность всплывают более глобальные вопросы. И, конечно, вопрос о коллективной ответственности россиян за стратегические преступления их политического и военного руководства, а также за военные преступления российских военнослужащих.

 

Сразу скажу, что у меня нет внятного ответа на этот вопрос. Он очень сложен с юридической и этической точки зрения. Я НЕ призываю всех выходить на баррикады, так как прекрасно понимаю что на фоне разгрома оппозиции это и бесполезно, и небезопасно. Я НЕ призываю расклеивать листовки и осуждать преступную власть, подвергая опасности семьи. Но уж прастите меня, но ваше возмущение о невозможность поехать отдохнуть в Европу кажется мне менее критическим, чем скорбь матери, потерявшего ребенка от ракетами пущенными вашей армией. Основная цель санкций – не отомстить вам лично, но ослабить наступательный потенциал России всеми существующими способами. И если ваш выезд ограничем, потому что ваши соотечественники пытались провезти нелегально запрещенное технологическое оборудование, как то микрочипы или компоненты дронов, то пеняйте на них а не на введенные запреты.

 

Путин не действует в пустом пространстве, он действует в культурном контексте, и можно даже сказать, что он - продукт этого контекста. В этом культурном контексте очень сильна идея русофобии, идея блокирования России Западом, а также идея обиды на Запад. Все эти культурные идеи подпитывают российскую агрессию (Мартин Шульце Вессель)

 

Как ни больно говорить об этом, но мой персональный опыт говорит о том, что большая часть россиян поддержувают войну не «из-под палки», а вполне сознательно. Причем, если только малая часть считает что надо «их всех уничтожить, чтобы неповадно было», настоящая русская интеллигенция обладает гораздо более гуманной позицией – «то что происходит – просто ужасно, но так называемые украинцы сами во всем виноваты. Если бы они лишь признали условный протекторат России, то всех этих жертв можно было бы избежать. А так они, вероломно поддерживаемые западным оружием, продолжают бессмысленную борьбу, и ставят под угрозу свои жизни и жизни своих детей».

 

Уже сейчас многие россияне обвиняют весь мир в якобы безосновательной агрессии против них, русофобии и «отмене» их культуры и жалуются, что им «тоже тяжело». Нежелание россиян осознать свою причастность к трагедии в Украине («мы этого не хотели»), попытки убедить мир в том, что простые граждане РФ «за мир», способствуют распространению в европейских странах нарратива о «хороших россиянах», не виновных в преступлениях Путина. На самом же деле, это тоже часть общей пропагандистской машины Кремля, цель которой — вызвать сочувствие европейского сообщества к простым россиянам и, как следствие, ослабить экономическое давление на Россию (Владислава Крицька)

 

Я конечно понимаю, что гораздо приятнее считать себя жителем страны, армия которой ведет справедливую войну за счастье человечества, чем жителем страны, управляемой хунтой, проводящей преступную шовинистическую имперскую политику. И если бы Россия была достаточно мощным государством, с сильной армией, и мощной экономикой, это путь мог быть и не так плохим для жителей империи (в отличие от их жертв). Но ведь это и близко не так. Претензии на звание «второй армии мира» вызывают смех и омерзение. А уж экономике страны, представляющей 1.5 – 2% от мировой, комментарии не требуются.

 

И вще – всегда приходит перспектива срявнения России как государства агрессора с Гитлеровской Германией прошлого века. Философ Карл Ясперс, роботая над темпй германской вины, различает несколко уровней этой вины: криминальный, политический, моральный и метафизический. Политический включает в себя не только ответственность за действия руководства страны и политических лидеров, но и за персональную деятельность (или бездействие), влияющее на политические трансформации в государстве. Ясперс отмечает необходимость для каждого индивидуума определить степень своей ответственности за преступление в соответсвии с велением совести. Преступления, которые могли быть совершено «не по моей воле, но с моим участием» в той или иной форме. Это – нравственная вина. «Лживая совесть, – пишет он, – это феномен преступников, «просто выполнявших приказы».

 

Оказывается, "совесть –

Это нравственная категория,

Позволяющая безошибочно

Отличать дурное от доброго".

(Юлий Ким)

 

Мне возразят, что совесть это эфемерная категория, и не может быть принята в качестве юридического термина. Мне возразят, что нельзя сравнивать фашистскую Германию и фашистскую Россию. Но ведь и простые немцы не чувствовали себя преступниками до своего поражения в войне.

 

Вот после такого длинного предисловия, предлагаю вам поэтическое осмысление этой проблемы двумя авторами (оба стихотворения написаны сегодня).

 


Судьба

 

Автор: Вадим Жук, August 8, 2022

 

У старой крестьянки Пановой Татьяны Кондратьевны.

Давно телевизор сломался и радио.

Чего-то такое к ней всё же порою доносится,

Сосед Родион со значением косится:

«Мол, даже смешно, мол, чего задираться с Россиею.

Мой батя их Днепр насиловал, то есть форсировал»

Татьяна не спорит. Ругаться - чего же хорошего?

Хотя он ей триста  рублей задолжал с позапрошлого.

Ей надо косить - прямо ноги в траве заплетаются.

И птицы- заразы с утра на смороду слетаются.

Татьяна Кондратьевна русская в скольких уже поколениях,

До Ленина жили Пановы и сколько уже после Ленина.

Однажды она в принесённую урну пихала бумагу.

За это её повезут под конвоем в Гаагу.

Замочена синяя блузка в холодной воде,

В ней бабушка Таня Панова  предстанет в суде.

 





Кто Виновен?

 

Автор: Tatiana Voltskaya, August 8, 2022

 

Кто виновен – никто не виновен.

Ведь не бабка в разбитых очках,

Ведь не девочка в плащике новом

На рассыпчатых каблучках,

И не водопроводчик чумазый,

Матерясь, залезающий в люк,

Не мужик, выбирающий мясо,

Макароны, морковку и лук,

Не училка у светофора

С вереницей четвёртого “б”,

И не тот коробейник проворный,

С тёплой пиццей спешащий к тебе.

Кто виновен? – Не надо, не в тему,

Дней-то солнечных наперечёт.

Только кровь проступает сквозь стены –

И течёт, и течет, и течёт.




Комментариев нет:

Отправить комментарий