среда, 26 августа 2009 г.

Этические Проблемы Общения в Социальных Сетях (Facebook, Одноклассники) для Мусульман

Интернет и все ему сопутствующие методы общения создают совершенно безграничные связи между людьми, находящимися физически далеко друг от друга. Беспроблемный обмен информации создает значительные проблемы для структур, которые в нем незаинтересованы. Как вы знаете, социалистические страны (как Китай или Вьетнам) и мусульманские страны пытаются «фильтровать» Интернет, пытаясь не допустить потенциально опасные сервисы, информацию для основополагающих идей. Например, Одноклассники.Ру заблокирован в ОАЭ.


Но что делать, например, мусульманам, живущим на территории страны, где еще не существуют ограничения на информационные услуги? Является ли это серьезной проблемой, либо адаптация в современной жизни настолько велика, что религиозность может идти рука об руку с технократическим прогрессом.

В размеренную и расписанную адатами-обычаями жизнь мусульман стремительно ворвался Интернет. Сегодня любой молодой человек может пообщаться с девушкой не только украдкой, на улице, чтобы не видел ее отец, но и через бесчисленные форумы, чаты, мессенджеры, «Skype», «ICQ» и социальные сети вроде «Одноклассников», «В контакте», «Facebook» и т. д. Насколько это дозволено мусульманам, и каковы границы подобного общения представителей разных полов?





Предварительные условия 

Вне всякого сомнения, интернет и средства, которые он предоставляет для общения - форумы, чаты, мессенджеры, социальные сети, - являются мощным средством, которое может принести пользу Исламу и мусульманам в деле распространения полезных знаний, призыва к Исламу, получения информации о положении мусульман. Но эти же каналы общения могут быть и средствами распространения нечестия, общения запретного и порицаемого Исламом, как в случае недозволенных контактов чужих друг другу мужчин и женщин.

Шейх Фейсал Мавлави, заместитель председателя Европейского совета по фетвам и исследованиям, утверждает, что общение через Интернет между юношей и девушкой подобно общению между ними в обычной жизни. Это общение должно соответствовать правилам обычного общения, то есть, во-первых, оно не должно быть праздной болтовней ради развлечения. Для этого общения должна быть веская причина, делающая его необходимым.
 

К примеру, разговор между юношей и девушкой, позволяющий уточнить рабочие моменты, если они являются сотрудниками одной компании или партнерами по бизнесу; или, позволяющий уточнить учебные вопросы, если они являются одноклассниками или однокурсниками. Во-вторых, данное общение не должно выходить за рамки этого разговора по необходимости. То есть оно не должно с рабочих или учебных моментов уходить в ту же праздную и отвлеченную болтовню.

В-третьих, девушка, если разговор идет через «
Skype» или иные голосовые видео-сервисы, должна быть в хиджабе. А если общение идет на форуме, через мессенджер или социальную сеть, вроде «Одноклассники.Ру», и если на ее страничке вывешена ее фотография, то там она обязательно должна быть в хиджабе. В-четвертых, общение не должно касаться запретных в Шариате тем, и парню, и девушке следует в общении придерживаться скромности и стыдливости.







Опасности интернет-общения

Проблема в общении парней и девушек через интернет заключается в том, что через него, даже если они и не видят друг друга, между ними все равно возникает привязанность и дружба. Даже если общение между ними началось с благородных и чистых целей, со временем оно будит в них взаимный интерес друг к другу, вызывает взаимные симпатии и тягу, которые потом перерастают в более сильные и болезненные привязанности.

Во-первых, что касается установления подобных отношений, привязанности чужих друг другу мужчины и женщины, то это, однозначно, запрещено Исламом, если только у общающихся нет намерения связать свои жизни браком. Аллах Всевышний говорит в Коране о верующих женщинах:
 «Если они являются целомудренными, а не распутницами или имеющими приятелей»(4:25).

Во-вторых, казалось бы оправданное общение через интернет, рано или поздно, приводит к его превращению в нечто большее. Приводит к увлечению парней девушками, чужих жен чужими мужьями, и наоборот. Сегодня интернет полон свидетельствами и рассказами о том, как разрушались семьи из-за того, что жены или мужья увлекались общением через социальные сети или форумы с чужими супругами.

В-третьих, данная привязанность возникает из-за того, что каждый общающийся по интернету показывает своему собеседнику только свои хорошие черты и скрывает свои недостатки. Оттого в сознании собеседника возникает идеализированный, далекий от реальности образ того, с кем он общается, а его возбужденное воображение рисует этот образ невероятно привлекательным.

Оттого, у молодых девушек или парней, столкнувшихся с первыми сложностями супружеской жизни, может появиться неправильное представление о том, что его супруг далек от идеала, а вот собеседник по интернету этому идеалу соответствует. Это является началом разрушения только сложившейся молодой семьи, или, по крайней мере, остывания интересов молодых супругов друг к другу.

В-четвертых, интернет является пространством общения, в котором нет социального контроля, нет контроля окружающего общества. А ведь общественный контроль, порицание и напоминание со сторону окружающих, со стороны родителей, соседей, братьев по вере является для верующих дополнительным фактором сохранения веры и надлежащего поведения.
 

При общении через интернет все эти ограничители снимаются. Оттого и опасность того, что слабый верой человек может поддаться соблазнам и искушениям, достаточно велик. При общении через интернет у юноши или девушки может возникнуть соблазн коснуться запретных тем, увлечься эмоциональным общением. А ведь чем большее эмоциональное возбуждение испытывает человек при общении, тем сильнее у него возникает привязанность к тому, с кем он общается.

Именно через эти двери шайтан (да убережет нас от него Аллах) может проникать в сердце человека и сбивать его с праведного пути. Всевышний сказал в Своей Книге:
 «О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас - явный враг»(2:168); «О те, которые уверовали! Не следуйте по стопам сатаны. А если кто следует по стопам сатаны, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному» (24:21).

В-пятых, в ходе такого общения по интернету, рано или поздно, приходится начать лгать. К примеру, если в момент общения на форуме или по чату в комнату дочери войдет отец и спросит, с кем она общается, она же не скажет «с одним парнем», но предпочтет соврать и сказать «с одной подружкой». Или если муж спросит свою молодую жену, общалась ли она до свадьбы с парнями по интернету, она также, скорее всего, предпочтет соврать и ответить «нет».






Границы дозволенного

Все это нисколько не означает абсолютную запретность общения между парнями и девушками посредством интернета. Как утверждает известный саудовский ученый, шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид, нет греха на мусульманке пользоваться интернетом, но запретно установление крепких связей, привязанности и дружбы между парнями и девушками, в том числе и через интернет.
 

Что касается границ дозволенного общения парней и девушек, мужчин и женщин через интернет, то, как говорилось выше, дозволено такое общение, которое становится обязательной потребностью. К примеру, общение между журналистами, репортерами разных полов по рабочим вопросам. Общение через форум или социальную сеть между ученым и теми, кого он наставляет, между учителем и его ученицами, которые могут задавать ему вопросы, уточнять домашнее задание и т. д. также не предосудительно. Дозволено общение, в ходе которого призывающий к Исламу увещевает своих собеседниц к соблюдению предписаний Шариата, к праведности и т. д.
 

Пока общение не выходит за эти границы рабочей, учебной или просветительской потребности, и пока соблюдаются предписания Шариата - хиджаб, стыдливость и скромность - подобное общение является дозволенным. Если же оно, как утверждает саудовский ученый Ибн Джибрин, начинает выходить за указанные пределы, если в общении парня и девушки появляются элементы восхищения, отвлечения пустыми и запретными темами, взаимного увлечения, соблазнения, то подобное общение становится запретным. Тогда его нужно сторониться, стремясь к довольству Аллаха и страшась Его наказания.

Ужесточение Предписаний
Наряду с попытками приспособить и упорядочить Интернет общение к нуждам и ограничениям ислама, существует и обратная тенденция к ограничению доступа к Интернету для правоверных мусульман.

Свыше 700  духовных лидеров мусульман в  Индонезии замыслили определить предписания, ограничивающие адептов в  пользовании социальных сетей. По представлению религиозных деятелей, сетевое общение и флирт, распространенное в Facebook и ему родственных сайтах побуждает верующих заводить внебрачные связи.

Набил Хароен (
Nabil Haroen), будучи представителем представитель мусульманской школы-интерната, заявил об уверенности лидеров в своем решении, а также необходимости издания указа, который бы составлял бы  правила виртуальных коммуникаций, потому что  обыкновенно аналогичное общение ввергает в похоть, которую запрещает Ислам категорически. Дупуская факт регистрации адептов в социальных сетях, тем не менее, они считают, что однако ограничения нужны.

Глава Совета также сказал, что полезность от общения в
Facebook весьма сомнительной для мусульман. По его суждению, чтобы избежать распространения сексуального контента надо полностью заблокировать Facebook для всего государства.

На сегодняшний день в Индонезии 90% всех обитателей являются мусульманами. Вследствие этого, даже ввиду того, что будущий эдикт не
  государственный, можно нескромно утверждать, что он окажет влияние на большое количество людей.

И... Фатальные Исходы
Конечно, это отдельно взятые случаи. Но все-же мне бы хотелось упомянуть о них для предостережения. Социальное общение может стать также причиной гибели. Молодая жительница одного из городов Саудовской Аравии поплатилась жизнью за преступление общепринятых норм.

Мусульманка болтала в чате социальной сети Facebook, когда отец зашел в ее комнату. Увидев, что собеседником его дочери является молодой человек, мусульманин пришел в ярость. Решив наказать дочь в соответствии со всей строгостью убеждений, мужчина начал жестоко избивать ее, а потом в порыве бешенства схватил оружие и безжалостно выстрелил в уже покалеченное тело собственного ребенка.

Преступление было совершено еще в августе 2007 года, но заговорили о нем гораздо позже. Этот случай рассматривается проповедниками как пример того, что Всемирная паутина развращает молодежь и уводит их от веры. А портал Facebook, по их мнению, способствует популяризации гомосексуальных отношений в Саудовской Аравии.

Один из наиболее страстных противников Facebook в Саудовской Аравии Али Аль-Малики (Ali al-Maliki), ссылаясь на сей поучительный случай, потребовал полного запрета на посещание сайта женщинами и девушками, дабы избежать соблазна. Два других клерика выпустили указание, что женщина может пользоваться Интернетом только в присутствии мужа или отца.
В ответ на угрузы Саудовской Аравии закрыть полностью Facebook, как подрывающий основы ислама, более 6,500 подписали петицию, требующую его оставить. Можно только уважать людей которые жетрвуют многим (даже очень многим), чтобы высказать свой протест против официальной идеологии большинства.

К настоящему времени уже более 30 тысяч жителей "нефтяного королевства" имеют свои странички в Facebook. Многие саудовские девушки, как и их ровесницы на Западе, имеют прозвища (ники). Правда, из-за строгих запретов на демонстрацию женского тела они предпочитают выкладывать в интернете комические изображения и рисунки вместо фотографий.

Адреса электронной почты и информация, содержащаяся на страницах саудовских девушек, как правило, вымышленные. В результате некоторые саудовские блоггеры не без ехидства прозвали портал Faceless вместо Facebook, что можно перевести как "Безликий".



Комментариев нет:

Отправить комментарий