О культурной
контрреволюции
23 Февраля 2024
Обозначившийся с
конца 2023 года государственный курс на «зачистку культуры» вообще-то очень
правильная и полезная штука. Пишу это, несмотря на то, что одним из первых
«зачищенных» оказался я сам. Мне это хуже, а для дела лучше.
Насильственное
удаление из публичного пространства «пятой колонны», форсированная «смена
культурной элиты» (как они сами это называют), элиминация одних «звезд» и
иллюминация других, одобряемых режимом, неизбежно приведут к чудовищному
оскудению, помертвению и посерению российского культурного небосвода.
Ярких и высоких
звезд там не будет - останутся только низенькие, как полет крокодила, и
тускленькие, как гнилушки, но зато контролируемые российской ПВО: чуть не так
мигнула – можно сбить. Да они и не мигнут, у них для этого слишком мало света.
А правильным и
полезным этот государственный порыв я считаю потому, что выгребная яма, в
которую стремительно превращается российское публичное пространство, и должна
пахнуть выгребом, а не группой «Аквариум». Чтобы у россиян пропало ложное
ощущение (как до недавнего времени), что всё в принципе нормально, business as usual: и фильмы выходят нормальные, и
спектакли, и музыка норм, и книги – вот, пожалуйста, на любой вкус.
Ничего этого
скоро не останется. Совсем. Исчезнут не только имена и произведения, сузятся и
рамки допустимого. Я имею в виду даже не политические вольности (они интересуют
не столь значительную часть населения), я имею в виду вообще всякие вольности.
Например, игривость и сексуальность. Опять, как в СССР, в стране «не будет
секса». Одни «семейные ценности», звериная серьезность, а для женщин
киндер-кюхе-кирхе. Еще и потому, что высшее начальство состарилось, ему
физиологически неприятны ушедшие плотские радости.
Творческому
человеку станет нельзя отмалчиваться. Не фрондировать, не держать фигу в
кармане, а просто хранить гордое молчанье. Хочешь печататься, ставить фильмы
или спектакли, играть на сцене или сниматься, петь с эстрады – опустись на
четвереньки и ритуально похрюкай. Как было в СССР. Называлось «плата за вход».
Те талантливые
художники, которые согласятся чуть-чуть , совсем немножко, похрюкать,
перестанут быть талантливыми. Как перестали печатать талантливое яркие авторы
20-х к концу 30-х. Создатель «Белой гвардии» напишет пьесу «Батум», автор
«Ибикуса» - повесть «Хлеб», и так далее. Жить-то надо. А писать можно и в стол.
У людей, живущих
под скрип этих скреп, ощущения «жить стало лучше, жить стало веселей», не
будет. Останется только надеяться: «будет хлеб – будут и песни». Они будут,
только от них вытошнит.
А всё живое,
свободное останется лишь в интернет-пространстве. У нас. Люди, запертые в
мертвом доме, будут с тоской смотреть в
наш, живой. Тем и будут спасаться.
Так что выше
стропила, плотники. Мы с вами теперь будем еще нужней, чем раньше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий