четверг, 20 марта 2008 г.

Сенека у меня, или некоторые психологические аспекты Одноклассников

Вступление
«Сенека у меня. Приезжай!»
(Из личного сообщения на сайте «Одноклассники.Ру»)

Ночь. Тишина. Только периодические клики по клавиатуре разнообразят звуковой фон в кабинете. Вдруг раздается радостный возглас супруги: «Смотри, что мне написали: «Сенека у меня. Приезжай!». Я с некоторой задержкой реагирую на необходимость отвлечься от моих финансовых расчетов, но всеже достаточно быстро, чтобы не успеть заработать очередной упрек в душевной черствости и пренебрежении. «Представляешь, меня нашла девочка, которой я 20 лет назад дала почитать книгу. Правда, здорово?» Не могу не согласиться, окончательно отвлекаясь от своих дел и погружаясь в атмосферу радостного волнения супруги. А ведь и правда здорово: нашелся человек, с которым когда-то было пережито, переговорено, перечитано, с которым есть добрая толика, пусть запорошенных временем, но ярких воспоминаний.

Несмотря на то, что уже в течение нескольких месяцев, я стараюсь следить за Одноклассниками и всеми связанными с ним тенденциями, я, в основном, рассматривал фактические, статистические и технические аспекты портала. Только сейчас, под влиянием великого Сенеки, меня угораздило задуматься о том, а что собственно влечет на этот портал миллионы людей, что заставляет проводить там часы, обмениваясь сообщениями, часто не наполненными глубоким содержанием, рассматривая фотографии незнакомых людей, и пытаясь угадать в их чертах тех мальчишек и девчонок из нашего детства и юности? Что заставляет нас радостно вскликивать, когда мы получаем сообщения о том, что какая-то тень из нашего далекого прошлого материализовалась из глубин нашей памяти во вполне реального, увы немолодого, человека с малознакомыми чертами лица? Ведь жили мы все эти годы, не общаясь, не помня всех этих одноклассников, однокурсников, соседей по лестничным клеткам, случайных знакомых и совсем мало знакомых? Ведь, как правило, наши близкие друзья остались с нами на протяжении всех этих лет, и есть у нас их адреса, телефоны и емели. А если кто не остался, то так ли это важно? Набросанных вопросов будет достаточно, наверное, для целой научной или наукообразной диссертации. И всеже, давайте вместе постараемся разобраться, в чем секрет популярности «Одноклассников», «В Контакте», и иже с ними. Причем, это явление не может считаться исключительно российским – взлет американского аналога «Одноклассников» - “Classmates” – наблюдался уже несколько лет назад.

Пожалуй, с каждым новым появившимся старым другом у нас ассоциируется определенный этап или даже краткий момент нашей прошлой жизни, слегка модифицированный сквозь призму прожитых лет. Так что, общаясь на Одноклассниках, мы как-бы собираем себя по частям. «Вот Сережа, с ним мы ездили в Кинешму на экскурсию. Там было весело и беззаботно. Приятно увидеть Сережу, так как он мне напоминает о коротком, но приятном на ощупь, кусочке моей жизни». Казалось бы, все просто: приходит человек из того периода жизни, когда мне было хорошо – и мне его приятно видеть, плохо – неприятно. На самом деле, все гораздо сложнее. Иногда нам нужно пережить те запорошенные внутренние душевные травмы, которые были старательно втоптаны в качестве душевной самообороны, но не до конца зарубцевались. Вот появляется девушка, которя тебя прокинула 20 лет назад. Жизнь сложилась, никаких ахов и сожалений и в помине нет, и все-же, когда читаешь: «Хочешь разобраться в наших отношениях?», что-то внутри дергается. Значит, та обида и не-до-конца-понимание еще где-то теплится слабым огоньком. Как Фрейд пропагандиривал насильственное прохождение сквозь нерешенные конфликты в прошлом, так и тут, короткая переписка может помочь поставить точку над «И» и разгладить еле заметную складочку в душе.

Впрочем, прошу воспринимать все, что вы читали до сих пор лишь как вступление, причем на достаточно дилетантской основе. В последующих публикациях, я постараюсь привести мнения профессиональных психологов и других специалистов по анализу душевных струн, которые помогут нам разобраться в этом великом феномене. То что это действительно феномен, сомнений не вызывает. И даже излишне активное неприятие этой формы общения некоторыми людьми, лишь подчеркивает его социальную значимость.

4 комментария:

  1. ААААА! Тютюник!! И Гольдфайн!!! Анечка,Маринка, Коля!!А где я?? Где же я??Меня нет ! :(Е.Минк.

    ОтветитьУдалить
  2. С разрешения Олега, выкладываю его очень лестный для меня комментарий к этой статье:
    "Привет, Михаил!!!! Прочитал статью "Сенека у меня......." В ВОСТОРГЕ !!!!!!!!! Чувствительнось, эмоциональность, душевность и еще много имного слов можно найти!!!!!!!!!!! Самое ценное конечно , что у человеке есть - это память. ОНА БЕЗЦЕННА!!!!!!! И не дай бог её потерять с годами или к старости совсем. Это наверное самое большое наказание будет свыше.......А молодые годы, наверное и закладывают все добрые предпосылки к тому что бы сберечь этк БЕЗЦЕННОСТЬ. И , я думаю она заклыдывает и интеллект и все остольные добродетели ЧЕЛОВЕКА!!!!!!!!! МОЛОДЕЦ!!!!! ТАК ДЕРЖАТЬ!!!!!!!! Можешь разместить мой комментарий к этой статье!"

    Спасибо, Олег! Только ради теплых слов наших старых друзей, одноклассников, однокурсников, и собутыльников, стоило изобретать этот ресурс.
    Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех тех кто прислал свои комменты, за вашу поддержку, за теплые слова и пожелания.
    Наверное, к старости становлюсь сентиментальным...
    СПАСИБО!!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Вот появляется девушка, которя тебя прокинула 20 лет назад. Жизнь сложилась, никаких ахов и сожалений и в помине нет, и все-же, когда читаешь: «Хочешь разобраться в наших отношениях?», что-то внутри дергается.
    Eto chto zhe poluchaetsia ja kogo to obidela.... tak vrode poluchaetsia.... ili eto pro kakuiu to druguiu devushku?

    ОтветитьУдалить
  4. Inke,
    Дорогая, к сожалению, вынужден согласиться с твоим предположением. Красивые девушки могут запросто обижать особ противоположного пола, сами того не замечая. Так что это высказывание, в какой-то мере, относится к каждой читательнице этого блога.

    ОтветитьУдалить