воскресенье, 10 июля 2016 г.

Пакет Законов Яровой – Российская Чума для Внутреннего Пользования

Несмотря на сильное противостояние реализации этого проекта со стороны многочисленных интересантов, его уже подписал президент Владимир Путин, внесший незначительные оговорки в условия реализации закона.

Операторы мобильной связи, которые были изначально самыми ярыми противниками принятия "пакета Яровой", теперь отметили угрозу при подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу в РФ в 2018 году. Они рассказали, что из требований ФИФА следует, что к ЧМ-2018 Россия должна обеспечить сотовой связью на стадионах и в городах проведения Чемпионата 700 тысяч пользователей. Инвестиции в создание телекоммуникационной и IT-инфраструктуры к ЧМ-2018 составят 14,7 миллиарда рублей. Из бюджета на эти цели выделяется лишь 5,7 миллиарда рублей.



В виду того, что выполнение всех требований "пакета Яровой" по части хранения данных пользователей потребует от операторов неимоверных затрат, вкладывать средства в модернизацию в местах проведения мирового первенства по футболу они попросту не смогут. В частности, в МТС заметили, что ежели "пакет Яровой" потребует несколько триллионов рублей на полную реализацию, то масштабные инвестиционные проекты могут быть отменены.

В «Мегафоне» еще до того, как «пакет Яровой» был подписан президентом РФ, подчеркнули, что в случае его принятия «ни о каких вложениях в инфраструктуру к ЧМ-2018 не может быть и речи, так как нам придется потратить 200 миллиардов рублей, чтобы выполнить лишь требования этого законопроекта».

Ранее операторы мобильной связи, входящие в так называемую "большую тройку", рассказывали, что затраты на реализацию затей Ирины Яровой могут превысить два триллиона рублей. Но сумма может быть еще выше, на что обратил внимание Клименко. "Цифра в 2 трлн, мне кажется, взята с потолка, потому что это может быть до бесконечности…Таких денег просто не существует", - сказал он.
На сегодняшний день имеются основания полагать, что действительными авторами законодательной инициативы являются вовсе не депутат Госдумы Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров, а сотрудники спецслужб, а также администрации президента. Иначе трудно объяснить появление шероховатостей, которые продолжают будоражить общество. В частности, именно по этой причине правительству президент Владимир Путин поручает подготовить "проекты необходимых нормативных актов, направленных на минимизацию возможных рисков, связанных с применением" этого закона, пишет президент, признавая тем самым, что риски есть, и меры по их минимизации не приняты.

Поправки, в числе прочего, обязывают сотовых операторов хранить на протяжении шести месяцев содержание переписок, факты звонков, а также различные файлы, которые пересылают друг другу абоненты.

Впрочем, сама Ирина Яровая, являющаяся председателем комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, характеризуя свои предложения, направленные на борьбу с террористической угрозой, отметила, что ее законопроект, одобренный Госдумой и Советом Федерации, на самом деле не может привести к удорожанию услуг связи.

"Никаких оснований к подорожанию услуг связи нет. Это однозначно, категорично и недвусмысленно. Однозначно, потому что сведения о том, что закон устанавливает требования по какому-то объему, они недостоверны... В законе нет ничего из того, что вело бы к подорожанию чего бы то ни было", - заявила Яровая.

Кому не лень, могут ознакомиться с пакетом новых услуг на официальном сайте Кремля: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/Q7t146BkLNBDUXEsAPvOdb44JdrQPQPt.pdf



Что дальше?

Несмотря на то что закон был направлен на благородную цель — противодействие терроризму, эксперты не видят связи в том, как ограничение интернет-бизнеса и жизни россиян в Сети поможет в обеспечении нацбезопасности.

"Компании, особенно небольшие, окажутся вынужденными нарушать закон, если он будет одобрен впоследствии в том виде, как это есть сейчас. И миллионные штрафы либо тюремные сроки на вполне добросовестных "Яндекс", Google, WhatsApp и прочих никак не помогут России в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом", — считает юрист адвокатского бюро "Деловой фарватер" Павел Ивченков.

К тому же объём собираемой информации ставит под сомнение тот факт, что правоохранительным органам хватит сил и времени для того, чтобы оперативно всю эту информацию проанализировать и выявить потенциальную угрозу, уверен юрист.

При этом российские интернет-игроки не раз указывали, что меры депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова ударят именно по отечественному бизнесу и поставит их в невыгодное положение по сравнению с иностранными конкурентами. Что касается выполнения требований закона международными компаниями, Ивченков говорит, что у них есть два выбора: либо исполнять требования, либо уходить с российского рынка.

В свою очередь операторам связи в случае невыполнения требований закона грозит отзыв лицензии, прокомментировал партнёр юридического бюро "Замоскворечье" Дмитрий Шевченко.

"Согласно Закону "О связи", оператор связи — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Таким образом, нарушение закона будет чревато прежде всего лишением лицензии", — отметил он.

Эксперты сходятся во мнении, что принятый Госдумой закон, по сути, невыполним.

"Как юрист, могу сказать, что все заинтересованные компании будут до последнего биться за то, чтобы закон пусть бы и оставался суровым, но не лишал граждан их конституционных прав на тайну переписки и личной жизни. Если и президент его подпишет, то, скорее всего, будут лоббироваться поправки об отсрочке вступления в силу этого закона", — прокомментировал Ивченков.



Злой полицейский

Яровая и Озеров с этим законом играют роль эдакого плохого полицейского, который грозит самыми страшными карами. Ведь этот закон позволяет правительству создать какие угодно косвенные затраты для любого российского интернет-бизнеса. Конечно, в какой-то мере такие новые затраты могут лишь увеличить тарифы на интернет и связь, но не будем забывать, что существующие на рынке тарифы появились не на пустом месте, а в результате рыночного взаимодействия. Если операторы вот так просто поднимут тарифы в несколько раз, то это естественным образом уменьшит их абонентскую базу, а с ней уменьшит и доходы вплоть до исчезновения смысла заниматься этим делом.

Таким образом, этот закон не просто позволяет определять условия хранения трафика, а даёт правительству право судить да рядить всякую российскую интернет-компанию как ему, правительству, угодно.

Иначе говоря, этот закон в очень прозрачной форме даёт правительству рычаг воздействия на отрасль, или, если угодно, дудку, с которой отрасль спляшет любую польку-бабочку. Ведь иначе смерть.

Зачем это может быть нужно? С чего вдруг правительству понадобились какие-то дополнительные рычаги воздействия на отрасль? Ведь если нужны рычаги для победы, то значит, есть какое-то противостояние.

За таким противостоянием ходить далеко не нужно. Никто не был рад "черным спискам" сайтов, и уж тем более никто не будет рад белым спискам. Если даже кто-то попытается их открытым текстом внедрять в виде закона, то это вызовет яростное сопротивление и отрасли, и населения. Ведь кому нужен будет этот интернет, если в нём ничего, кроме десятка сайтов, нет? Кто за это будет платить деньги? Кому нужен будет Яндекс, если в нём нечего будет искать?.. Что за жизнь будет без интернета?

Такие компании как Яндекс будут всего лишь не рады очередному реестру сайтов, а настоящую работу по его внедрению придется делать операторам связи, которые, как известно, не очень-то и спешили с поддержкой подобных инициатив ранее, вынуждая тем самым принимать дополнительные законы для принуждения.



Белый список сайтов

Теперь представим, что к существующему черному списку сайтов добавляется список доверенных сайтов, для которых провайдеры освобождаются от необходимости хранить весь трафик (правительство ведь полностью свободно в определении этого принципа). А для всех остальных сайтов вводится запись всего и вся на все положенные месяцы. В такие ситуации российским операторам связи (вашему ISP) ничего не останется, кроме как внедрить новые тарифы с привычной ценой и доступом на полной скорости только к сайтам из белого списка и с ограниченным доступом (привет, 128kbps ADSL) ко всему остальному интернету. Или даже без такового, кроме как за отдельную плату. Тысячи терабайт дисковых массивов за свои деньги покупать никто не хочет, а клиент вряд ли захочет за них заплатить по полной.

Таким образом Путин и Яровая смогут и рыбку съесть, получив такой желанный ими добровольно-принудительный белый список сайтов, и… избежав противостояния отрасли и общества.

Поручение Путина для ФСБ утвердить порядок сертификации средств шифрования при передаче сообщений в сети Интернет в рамках вышесказанного выглядит как неловкая попытка пустить пыль в глаза, сделав вид, будто на самом деле его интересует переписка в мессенджерах.

Добрый полицейский

Теперь приходит время "доброго полицейского" Никифорова, который по-хорошему согласует с лидерами отрасли условия добровольной сдачи позиций и внедрения "белых списков" для всего, что правительство пожелает.

Можно рассмотреть несколько последствий внедрения такого белого списка сайтов.

Эффект Стрейзанд

Сами ограничения будут иметь ровно обратный эффект. Если сейчас среднему потребителю есть мало дела до того, что же там Навальный, порицаемый на государственном ТВ, пишет в своём блоге, то как только потребитель узнает, что он совсем даже не может его прочитать, то… Он будет читать его любой ценой, даже если раньше не читал. Можно вспомнить недавнюю историю с блокировкой одного известного трекера.

Тупые законы как двигатель прогресса

Ограничения на доступ к сети и невозможность что-либо скачать за просто так призовут к жизни всевозможные домашние сети начала двухтысячных, но в этот раз с новыми технологиями. Если раньше такие сети работали лишь с витой парой и были существенно ограничены пределами дома, то сейчас можно ожидать существенного прогресса в части ячеистых гибридных сетей и прочих интересных технологий, не ограничивающих себя какой-то одной средой передачи. Регулировать правительству такие стихийные сети будет если не невозможно, то очень сложно.

Ничто не ново под луною...

Идея белых списков сайтов ничего нового собой не представляет. Так и не новы всевозможные способы их обойти, туннелируя трафик через DNS или ещё как. Если сейчас о таких вещах знали лишь специалисты (вроде тебя, уважаемый читатель), то с введением белых списков о способах их обхода и выхода в открытый интернет будет знать каждый школьник. Что, прямо скажем, способно сделать белые списки практически бесполезными и даже наоборот — вредными и усложняющими работу спецслужб.



Источники и Дополнительная Информация:



Комментариев нет:

Отправить комментарий