Фильм "Одноклассники" ждали. И как новую работу Соловьева, и еще потому, что интриговало название. И хотя сам Сергей Александрович всячески отрицает связь с сайтом "Одноклассники.ру" и говорит, что такое слово есть в словаре Даля, все равно с ассоциациями времени ничего не поделаешь.
Однако, посмотрев картину, понимаешь, что действительно ничего общего с популярным Интернет-ресурсом она не имеет, и вряд ли его пользователи являются ее аудиторией. Уж скорее она снята для блоггеров "Живого журнала", а еще точнее - для пользователей ресурса "ВКонтакте". Ибо, как считают ровесники героев картины - этот сайт больше для них, а вот "одноклассники. ру" для пап и мам - нынешнего поколения 40-летних.
Сергей Соловьев очень занимательно рассказывает историю создания картины. Мол, его ученица Соня Карпунина написала кусочек сценария, из которого потом вырос фильм. Причем Соня первоначально намеревалась снимать свой сюжет по-другому. Но Соловьев его увидел так, как увидел, и взамен на то, что девушка уступит ему сценарий, предложил ей сыграть главную роль.
В итоге фильм, сделанный, по выражению режиссера, в тепло-золотистых тонах, по картинке - "расхристанный с пересветками", получился настолько соловьевским в стилистике, в интонации - во всем, что выглядит логичным продолжением всех его предыдущих картин. Благо, такому пониманию фильма помогают еще и цитаты - из "Ассы", из "Анны Карениной", из картины "Черная роза - эмблема печали"…
Для меня Сергей Соловьев в своем творчестве всегда был загадкой. Посмотришь на него в жизни, послушаешь, как он говорит, и кажется, что все в нем понятно и просто. Обычный земной человек, каких много, умный менеджер, толковый распорядитель. Иногда создается впечатление, что своей манерой общения он словно заигрывает с молодежью, не желая окончательно взрослеть сам. Откуда же в его картинах прорывается некий потусторонний сюрреализм, объемные художественные образы, нечто от мира хиппи? В них отслеживается связь нескольких поколений, причем не всегда понимаешь, какое из них старшее.
Так же и в этой картине. Все, что касается слова "одноклассники" из словаря Даля, притянуто за уши. Фильм о девушке без имени (Карпунина), о ее бойфренде Феде по кличке Батон (Константин Крюков) и друге Степе (Аристарх Венес). О родителях-олигархах - "владельцах заводов, газет, пароходов". О Москве, о Питере, о Гоа, о том, насколько привязаны мобильные люди к мобильным телефонах, о попытках раннего суицида, о поисках смысла жизни, о Викторе Цое… Любая попытка пересказать фильм "Одноклассники" обернется провалом.
Можно ли пересказать сюжет "Ассы"? Кстати, сравнения с "Ассой" напрашиваются сами собой. Найдутся даже те, кто станет говорить, что "Одноклассники" - это "Асса" нашего времени. Тем более есть моменты, когда Соня Карпунина один в один повторяет рисунок роли Татьяны Друбич. Но "Одноклассники" - фильм вроде бы о том же, но о другом. И любое высказывание, что картины - одинаковы, просто о разных поколениях, будет неверным.
Можно ли пересказать сюжет "Ассы"? Кстати, сравнения с "Ассой" напрашиваются сами собой. Найдутся даже те, кто станет говорить, что "Одноклассники" - это "Асса" нашего времени. Тем более есть моменты, когда Соня Карпунина один в один повторяет рисунок роли Татьяны Друбич. Но "Одноклассники" - фильм вроде бы о том же, но о другом. И любое высказывание, что картины - одинаковы, просто о разных поколениях, будет неверным.
В "Одноклассниках" первоначальный сценарий Сони Карпуниной получил начало и конец. Три части совсем не вяжутся друг с другом, но в этом есть какая-то нормальная "расхристанность", которая воспринимается как должное. Из трех молодых героев наиболее любопытным кажется Константин Крюков. Он-то как раз по первому впечатлению абсолютно неземной человек (в жизни актер пишет картины, делает ювелирные украшения - все еще ищет себя), играет эдакого молодого Ипполита из "Иронии судьбы", который ревнив, правилен, от чего и страдает. И это раздвоение Крюкова оказывается невероятно привлекательным для зрителя.
В фильме Соловьева читают хорошие книги, слушают отличную музыку и даже курят траву. И хотя Соловьев поставил слоган "Слабо Умное кино", все же просится другой - "Легко ли быть молодым?"
Ответа нет. И два персонажа - скульптор-бомж Геша (Михаил Ефремов) и "без пяти минут лауреат нобелевской премии", а на самом деле тоже лицо без определенного места жительства (Даниэль Ольбрыхский) кажутся в большей степени детьми, чем герои Крюкова - Карпуниной - Венеса.
У них, кстати, особая история. Ефремов, который переходит из одной современной картины в другую как талисман и практически при этом не перевоплощается, стал словно талисманом современного российского кино. Таким же, каким его отец был для своего времени. Он как некий добрый ангел. И Сергей Соловьев это подтверждает:
- От старших людей должна исходить функция ангела-хранителя. От Геши и героя Ольбрыхского исходит ангельский свет. Придурки, которых они играют, для меня важнее, чем олигархи. Тем, что у них колоссальное количество души. 10 долларов для них - огромные деньги. Но еще важнее - возможность дать в лоб не против кого-то, а за себя.
Сергей Соловьев - мастер рассказывать истории, говорил о том, как Ольбрыхский приехал сниматься в "Одноклассниках" после очередного проекта, где работал с Анджелиной Джоли. Ольбрыхский не знал по сути, что за роль ему предстоит играть у Соловьева. А когда начал работать, увлекся. При этом выдал очень точный афоризм по поводу партнера Ефремова. Когда ему жаловались на неорганизованность Михаила, Ольбрыхский философски отвечал: мол, с Ефремовым работать всегда трудно, но потом посмотрите - в картине он будет лучше всех. Так и вышло.
Станислав Говорухин рассказал мне, что Соловьев приглашал его сниматься на роль, которую в итоге сыграл Ольбрыхский. Я попыталась представить Говорухина в роли бомжа… Это выглядело бы столь же нелогичным, как если бы Ольбрыхский в свое время сыграл "старика Козодоева".
Музыка в картине "Одноклассники" заслуживает того, чтобы сказать о ней особо. Анна Соловьева написала нечто завораживающее "в японском стиле", мощно в ход повествования врывается Виктор Цой. Но больше всего привлекает популярный хит группы "Иван-Кайф": "Штирлиц": "на четвертом месяце радистка Кэт. Хочется какой-то связи - связи нет…". В этой песне есть и слова "Я - не настоящий Штирлиц", и они очень подходят к настроению и мироощущению тех молодых ребят, о которых и идет речь. Штирлицы для них - не настоящие люди. Так же, как и олигархи с золотыми мечтами. Чего им хочется - они не знают сами, и это даже пугает. В основном тех, кто привык жить с четко поставленными целями и выстраивать впереди иллюзорный мир из кумиров и идеалов. Ответа на вопрос "что делать молодым?" в фильме тоже нет. Есть только бабушка одного из главных героев, которая, читая Анну Каренину в мягкой обложке, цитирует финал "Графа Монте-Кристо": "Ждать и надеяться".
Между тем
Именно фильмом "Одноклассники" открылся в Ханты-Мансийске Восьмой Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня". На открытии приз "За вклад в кинематограф" вручили Петру Ефимовичу Тодоровскому, который стал председателем жюри фестиваля, вместо заявленного ранее Иштвана Сабо. Фильмом закрытия фестиваля станет картина "Как я провел этим летом", которая была высоко оценена в этом году на Берлинале. Представлять ее приедет режиссер Алексей Попогребский. Московская премьера "Одноклассников" состоится 10-го марта.
Интервью Сергея Александровича Соловьева о Фильме
Предлагаю вам авторскую точку зрения на фильм, предоставленную в интервью порталу http://www.pravo.ru.
- Сергей Александрович, скандал вокруг вашего нового фильма и популярным сайтов набирает обороты… А какова предыстория конфликта?
- Я так думаю, самые язвительные заявления и грандиозные конфликты еще впереди и начнутся они примерно в то же время, что запустится рекламная кампания фильма «Одноклассники.ру». А предыстория его такова: одна из моих студенток (если кто не в курсе — с 1986 годя я занимаюсь преподаванием во ВГИКе), Соня Карпунина, на очередную нашу рабочую встречу принесла сценарий. Оказалось, что он великолепен, более того, она сама очень подходила на главную роль. Результат — мы сняли фильм.
Когда мы начали работу над фильмом, рабочее название родилось само собой — «Вконтакте.ру», поскольку так называется самая крупная социальная сеть и всем сразу понятно, что это такое и как это объединяет людей. Но потом, посовещавшись, мы решили несколько изменить название. «Вконтакте.ру», конечно, самый популярный сервис, но само название, сам бренд, не настолько успешен и узнаваем, как «Одноклассники.ру», которые рекламируются на каждом углу. Однако рекламы «Одноклассникам» мы делать не хотели и решили поиграть с названием, убрав «ру» и добавив «агу». Получилось «Агу, одноклассники». Это мое авторское, если так можно сказать, сочинительство. «Агу» — это первое слово, которое произносит ребенок. И мать в картине говорит про свою дочь: «Мне больше всего понравилось ее первое агу». Но на этом все не закончилось, люди, имеющие отношение к продюсированию фильма, посчитали, что название получается очень уж корявым каким-то и не будет иметь коммерческого успеха. Тогда решили убрать слово из трех букв, оставив просто «Одноклассники». Но и это еще не все! Посовещавшись с Соней Карпуниной и с юристами, мы решили сделать так, чтобы фильм имел не только кассовое название, но и таил в себе какую-то провокацию, и назвали проект: «Одноклассники.ру». Если до сентября ничего не случится, ничего не изменится, именно под таким названием фильм выйдет в прокат, и именно под таким названием он сейчас всюду анонсируется.
- Вполне понятно, почему владельцы одноименного сайта возмутились и подали на вас в суд…
- Они возмутились — да. Но в суд еще не подали! Появились какие-то негативные и даже оскорбительные записи в различных форумах в сети Интернет, в прессе стали мелькать интервью с заголовками, гласящими, что «Одноклассники» засудят Соловьева… Но на самом деле исков не было, скажу больше — лично ко мне или к представителям съемочной группы никто из руководства сайта не обращался. Мы к ним обращались — да, отправляли предложение о сотрудничестве, предлагали выступить в качестве спонсоров или информационных спонсоров, но ответа так и не дождались.
- Не дождались, и решили действовать — просто украли название, да?
- Ну что значит украли, а? Я же не создал сайт с таким же названием, но в другой доменной зоне?! Я не собираюсь зарабатывать ни на социальных сетях, ни на блогах, да вообще никаким образом не планирую захватывать Интернет, ну разве что разместив трейлер фильма на видеохостингах… К тому же, если разбирать название с точки зрения написания, мы пишем «ру» кириллицей, так какие могут быть претензии?
Вот если бы мы назвали фильм «Табурет», выходит, что — все производители кухонной мебели могли бы со мной судиться и говорить, что я их обворовал?
- Мне кажется, вы не совсем правы. Если бы фильм назывался «Социальная сеть» — это одно, а тут вы используете чужой бренд, к тому же очень раскрученный, сами же говорите — узнаваемый, рекламирующийся на каждом углу…
- С одной стороны вы вроде бы и правы, но с другой — и это без труда докажут юристы — мы не только не наживаемся на раскрученном бренде, мы, напротив, помогаем его раскрутке. У фильма есть определенный рекламный бюджет, он будет показан в тысячах кинотеатрах, а название «Одноклассники.ру» замелькает на десятках тысяч афиш, в анонсах кинофильмов, на различных лентах новостей. Это такая реклама, которая стоит огромных денег, а наши оппоненты получат ее бесплатно! По хорошему нам должны еще заплатить, а не мы. Впрочем, не буду сейчас горячиться — если на нас подадут в суд, нам будет, с чем пойти и что сказать…
- А не проще, чем жить с мыслями о предстоящем суде, его избежать, подстраховаться?
- Зачем? Я же уверен в нашей правоте — это во-первых. А, во-вторых, я судов не боюсь. Бояться суда должен тот, кто врал, воровал, обманывал, тот, у кого рыльце в пушку. А человек, который честен, который живет своим трудом, своими знаниями и своим умом, который делает свой качественный продукт, за который готов постоять и поручиться, человек, который работает не ради денег и в глазах у которого не мелькают купюры с портретами американских президентов, всегда прав.
- А студентку вашу, Соню Карпунину, не считаете, что тоже обманули? Сценарий же ее, учится она на режиссерском — так дали бы ей фильм снимать, зачем идею отобрали?
- Действительно, Соня и не рассчитывала на большой фильм, она планировала снимать десятиминутную дипломную работу, но я убедил ее, что надо делать большое кино. И сценарий у нее не отбирал, мы вместе пришли к тому, что я буду ставить фильм, а взамен этого я предложил ей неплохую, на мой взгляд, компенсацию — сняться в главной роли.
Вообще фильм очень интересный получился, во многом благодаря Соне, во многом благодаря каждому, кто принимал участие в его создании. И, главное, у фильма есть своя душа, своя идея, своя сюжетная линяя, которая интригует и держит зрителей у экрана. Возвращаясь к названию, если бы мы были мошенниками, использующими известный бренд, нас бы не волновало содержание фильма — мы бы и так заработали на названии и поделили бы деньги, спрятавшись ночью под одеялом. А наш фильм — насыщенный, интересный и, не побоюсь этого слова, качественный.
- А о чем он?
- «Одноклассники.ру» — это история школьной любви, которая пытается сохраниться во «взрослой» жизни. Все начинается с выпускного бала, на котором все одноклассники устраивают настоящее безумство. А потом, когда праздник заканчивается, наступает расплата за безумие.
Фильм создавался в рекордно короткие сроки. Совместная работа над сценарием Карпуниной началась около года назад. Снимали очень быстро: в общей сложности полтора месяца в Москве и Петербурге и две недели на Гоа. Индийский курорт я считаю современной версией Сибири: когда при советской власти у людей что-то не складывалось, они бежали в Сибирь, а сейчас бегут от проблем на Гоа.
А еще — внимательные киноманы обязательно обратят на это внимание — «Одноклассники.ру» перекликаются с моей старой картиной «100 дней после детства». Знаете, в чем? Оба эти фильма родились из убеждения, что самое важное в жизни человека происходит (или не происходит) между двенадцатью и двадцатью годами, а вся остальная жизнь — это расширенный комментарий к этим годам.
- Я так думаю, самые язвительные заявления и грандиозные конфликты еще впереди и начнутся они примерно в то же время, что запустится рекламная кампания фильма «Одноклассники.ру». А предыстория его такова: одна из моих студенток (если кто не в курсе — с 1986 годя я занимаюсь преподаванием во ВГИКе), Соня Карпунина, на очередную нашу рабочую встречу принесла сценарий. Оказалось, что он великолепен, более того, она сама очень подходила на главную роль. Результат — мы сняли фильм.
Когда мы начали работу над фильмом, рабочее название родилось само собой — «Вконтакте.ру», поскольку так называется самая крупная социальная сеть и всем сразу понятно, что это такое и как это объединяет людей. Но потом, посовещавшись, мы решили несколько изменить название. «Вконтакте.ру», конечно, самый популярный сервис, но само название, сам бренд, не настолько успешен и узнаваем, как «Одноклассники.ру», которые рекламируются на каждом углу. Однако рекламы «Одноклассникам» мы делать не хотели и решили поиграть с названием, убрав «ру» и добавив «агу». Получилось «Агу, одноклассники». Это мое авторское, если так можно сказать, сочинительство. «Агу» — это первое слово, которое произносит ребенок. И мать в картине говорит про свою дочь: «Мне больше всего понравилось ее первое агу». Но на этом все не закончилось, люди, имеющие отношение к продюсированию фильма, посчитали, что название получается очень уж корявым каким-то и не будет иметь коммерческого успеха. Тогда решили убрать слово из трех букв, оставив просто «Одноклассники». Но и это еще не все! Посовещавшись с Соней Карпуниной и с юристами, мы решили сделать так, чтобы фильм имел не только кассовое название, но и таил в себе какую-то провокацию, и назвали проект: «Одноклассники.ру». Если до сентября ничего не случится, ничего не изменится, именно под таким названием фильм выйдет в прокат, и именно под таким названием он сейчас всюду анонсируется.
- Вполне понятно, почему владельцы одноименного сайта возмутились и подали на вас в суд…
- Они возмутились — да. Но в суд еще не подали! Появились какие-то негативные и даже оскорбительные записи в различных форумах в сети Интернет, в прессе стали мелькать интервью с заголовками, гласящими, что «Одноклассники» засудят Соловьева… Но на самом деле исков не было, скажу больше — лично ко мне или к представителям съемочной группы никто из руководства сайта не обращался. Мы к ним обращались — да, отправляли предложение о сотрудничестве, предлагали выступить в качестве спонсоров или информационных спонсоров, но ответа так и не дождались.
- Не дождались, и решили действовать — просто украли название, да?
- Ну что значит украли, а? Я же не создал сайт с таким же названием, но в другой доменной зоне?! Я не собираюсь зарабатывать ни на социальных сетях, ни на блогах, да вообще никаким образом не планирую захватывать Интернет, ну разве что разместив трейлер фильма на видеохостингах… К тому же, если разбирать название с точки зрения написания, мы пишем «ру» кириллицей, так какие могут быть претензии?
Вот если бы мы назвали фильм «Табурет», выходит, что — все производители кухонной мебели могли бы со мной судиться и говорить, что я их обворовал?
- Мне кажется, вы не совсем правы. Если бы фильм назывался «Социальная сеть» — это одно, а тут вы используете чужой бренд, к тому же очень раскрученный, сами же говорите — узнаваемый, рекламирующийся на каждом углу…
- С одной стороны вы вроде бы и правы, но с другой — и это без труда докажут юристы — мы не только не наживаемся на раскрученном бренде, мы, напротив, помогаем его раскрутке. У фильма есть определенный рекламный бюджет, он будет показан в тысячах кинотеатрах, а название «Одноклассники.ру» замелькает на десятках тысяч афиш, в анонсах кинофильмов, на различных лентах новостей. Это такая реклама, которая стоит огромных денег, а наши оппоненты получат ее бесплатно! По хорошему нам должны еще заплатить, а не мы. Впрочем, не буду сейчас горячиться — если на нас подадут в суд, нам будет, с чем пойти и что сказать…
- А не проще, чем жить с мыслями о предстоящем суде, его избежать, подстраховаться?
- Зачем? Я же уверен в нашей правоте — это во-первых. А, во-вторых, я судов не боюсь. Бояться суда должен тот, кто врал, воровал, обманывал, тот, у кого рыльце в пушку. А человек, который честен, который живет своим трудом, своими знаниями и своим умом, который делает свой качественный продукт, за который готов постоять и поручиться, человек, который работает не ради денег и в глазах у которого не мелькают купюры с портретами американских президентов, всегда прав.
- А студентку вашу, Соню Карпунину, не считаете, что тоже обманули? Сценарий же ее, учится она на режиссерском — так дали бы ей фильм снимать, зачем идею отобрали?
- Действительно, Соня и не рассчитывала на большой фильм, она планировала снимать десятиминутную дипломную работу, но я убедил ее, что надо делать большое кино. И сценарий у нее не отбирал, мы вместе пришли к тому, что я буду ставить фильм, а взамен этого я предложил ей неплохую, на мой взгляд, компенсацию — сняться в главной роли.
Вообще фильм очень интересный получился, во многом благодаря Соне, во многом благодаря каждому, кто принимал участие в его создании. И, главное, у фильма есть своя душа, своя идея, своя сюжетная линяя, которая интригует и держит зрителей у экрана. Возвращаясь к названию, если бы мы были мошенниками, использующими известный бренд, нас бы не волновало содержание фильма — мы бы и так заработали на названии и поделили бы деньги, спрятавшись ночью под одеялом. А наш фильм — насыщенный, интересный и, не побоюсь этого слова, качественный.
- А о чем он?
- «Одноклассники.ру» — это история школьной любви, которая пытается сохраниться во «взрослой» жизни. Все начинается с выпускного бала, на котором все одноклассники устраивают настоящее безумство. А потом, когда праздник заканчивается, наступает расплата за безумие.
Фильм создавался в рекордно короткие сроки. Совместная работа над сценарием Карпуниной началась около года назад. Снимали очень быстро: в общей сложности полтора месяца в Москве и Петербурге и две недели на Гоа. Индийский курорт я считаю современной версией Сибири: когда при советской власти у людей что-то не складывалось, они бежали в Сибирь, а сейчас бегут от проблем на Гоа.
А еще — внимательные киноманы обязательно обратят на это внимание — «Одноклассники.ру» перекликаются с моей старой картиной «100 дней после детства». Знаете, в чем? Оба эти фильма родились из убеждения, что самое важное в жизни человека происходит (или не происходит) между двенадцатью и двадцатью годами, а вся остальная жизнь — это расширенный комментарий к этим годам.
Интересно
Соловьев вспоминает, что сначала назвал фильм «Вконтакте.ру», но потом изменил название: «Был еще другой вариант — "Агу, или одноклассники". "Агу" — это первое слово, которое произносит ребенок. И мать в картине говорит про свою дочь: "Мне больше всего понравилось ее первое агу". В результате картина называется просто "Одноклассники"».
Читайте происторию конфликта между Соловьевым и Одноклассниками.Ру в одной из моих предыдущих публикаций: http://ru-odnoklassniki.blogspot.com/2009/02/ru-ru.html
Трейлер
Источники и Дополнительная Информация:
Комментариев нет:
Отправить комментарий