воскресенье, 28 февраля 2010 г.

Премьера Фильма Сергея Соловьева "Одноклассники"

Фильм "Одноклассники" ждали. И как новую работу Соловьева, и еще потому, что интриговало название. И хотя сам Сергей Александрович всячески отрицает связь с сайтом "Одноклассники.ру" и говорит, что такое слово есть в словаре Даля, все равно с ассоциациями времени ничего не поделаешь.

Однако, посмотрев картину, понимаешь, что действительно ничего общего с популярным Интернет-ресурсом она не имеет, и вряд ли его пользователи являются ее аудиторией. Уж скорее она снята для блоггеров "Живого журнала", а еще точнее - для пользователей ресурса "ВКонтакте". Ибо, как считают ровесники героев картины - этот сайт больше для них, а вот "одноклассники. ру"  для пап и мам - нынешнего поколения 40-летних.

Image and video hosting by TinyPic

Сергей Соловьев очень занимательно рассказывает историю создания картины. Мол, его ученица Соня Карпунина написала кусочек сценария, из которого потом вырос фильм. Причем Соня первоначально намеревалась снимать свой сюжет по-другому. Но Соловьев его увидел так, как увидел, и взамен на то, что девушка уступит ему сценарий, предложил ей сыграть главную роль.

В итоге фильм, сделанный, по выражению режиссера, в тепло-золотистых тонах, по картинке  - "расхристанный с пересветками", получился настолько соловьевским в стилистике, в интонации - во  всем, что выглядит логичным продолжением всех его предыдущих картин. Благо, такому пониманию фильма помогают еще и цитаты - из "Ассы", из "Анны Карениной", из картины "Черная роза - эмблема печали"…

Для меня Сергей Соловьев в своем творчестве всегда был загадкой. Посмотришь на него в жизни, послушаешь, как он говорит, и кажется, что все в нем понятно и просто. Обычный земной человек, каких много, умный менеджер, толковый распорядитель. Иногда создается впечатление, что своей манерой общения он словно заигрывает с молодежью, не желая окончательно взрослеть сам. Откуда же в его картинах прорывается некий потусторонний сюрреализм, объемные художественные образы, нечто от мира хиппи? В них отслеживается связь нескольких поколений, причем не всегда понимаешь, какое из них старшее.

Так же и в этой картине. Все, что касается слова  "одноклассники" из словаря Даля, притянуто за уши. Фильм о девушке без имени (Карпунина), о ее бойфренде Феде по кличке Батон (Константин Крюков) и друге Степе (Аристарх Венес). О родителях-олигархах - "владельцах заводов, газет, пароходов". О Москве, о Питере, о Гоа, о том, насколько привязаны мобильные люди к мобильным телефонах, о попытках раннего суицида, о поисках смысла жизни, о Викторе Цое… Любая попытка пересказать фильм "Одноклассники" обернется провалом. 


Можно ли пересказать сюжет "Ассы"? Кстати, сравнения с "Ассой" напрашиваются сами собой. Найдутся даже те, кто станет говорить, что "Одноклассники" - это "Асса" нашего времени. Тем более есть моменты, когда Соня Карпунина один в один повторяет рисунок роли Татьяны Друбич. Но "Одноклассники" - фильм вроде бы о том же, но о другом. И любое высказывание, что картины - одинаковы, просто о разных поколениях, будет неверным.

В "Одноклассниках" первоначальный сценарий Сони Карпуниной получил начало и конец. Три части совсем не вяжутся друг с другом, но в этом есть какая-то нормальная "расхристанность", которая воспринимается как должное. Из трех молодых героев наиболее любопытным кажется Константин Крюков. Он-то как раз по первому впечатлению абсолютно неземной человек (в жизни актер пишет картины, делает ювелирные украшения - все еще ищет себя), играет эдакого молодого Ипполита из "Иронии судьбы", который ревнив, правилен, от чего и страдает. И это раздвоение Крюкова оказывается невероятно привлекательным для зрителя.

В фильме Соловьева читают хорошие книги, слушают отличную музыку и даже курят траву. И хотя Соловьев поставил слоган "Слабо Умное кино", все же просится другой - "Легко ли быть молодым?"

Ответа нет. И два персонажа -
  скульптор-бомж Геша (Михаил Ефремов) и "без пяти минут лауреат нобелевской премии", а на самом деле тоже лицо без определенного места жительства (Даниэль Ольбрыхский) кажутся в большей степени детьми, чем герои Крюкова - Карпуниной - Венеса.

У них, кстати, особая история. Ефремов, который переходит из одной современной картины в другую как талисман и практически при этом не перевоплощается, стал словно талисманом современного российского кино. Таким же, каким его отец был для своего времени. Он как некий добрый ангел. И Сергей Соловьев это подтверждает:
- От старших людей должна исходить функция ангела-хранителя. От Геши и героя Ольбрыхского исходит ангельский свет. Придурки, которых они играют, для меня важнее, чем олигархи. Тем, что у них колоссальное количество души. 10 долларов для них - огромные деньги. Но еще важнее - возможность дать в лоб не против кого-то, а за себя.
Сергей Соловьев - мастер рассказывать истории, говорил о том, как Ольбрыхский приехал сниматься в "Одноклассниках" после очередного проекта, где работал с Анджелиной Джоли. Ольбрыхский не знал по сути, что за роль ему предстоит играть у Соловьева. А когда начал работать, увлекся. При этом выдал очень точный афоризм по поводу партнера Ефремова. Когда ему жаловались на неорганизованность Михаила, Ольбрыхский философски отвечал: мол, с Ефремовым работать всегда трудно, но потом посмотрите  - в картине он будет лучше всех. Так и вышло.

Станислав Говорухин рассказал мне, что Соловьев приглашал его сниматься на роль, которую в итоге сыграл Ольбрыхский. Я попыталась представить Говорухина в  роли бомжа… Это выглядело бы столь же нелогичным, как если бы Ольбрыхский в свое время сыграл "старика Козодоева".

Музыка в картине "Одноклассники" заслуживает того, чтобы сказать о ней особо. Анна Соловьева написала нечто завораживающее "в японском стиле", мощно в ход повествования врывается Виктор Цой. Но больше всего привлекает популярный хит группы "Иван-Кайф": "Штирлиц": "на четвертом месяце радистка Кэт. Хочется какой-то связи - связи нет…". В этой песне есть и слова "Я - не настоящий Штирлиц", и они очень подходят к настроению и мироощущению тех молодых ребят, о которых и идет речь. Штирлицы для них - не настоящие люди. Так же, как и олигархи с золотыми мечтами. Чего им хочется - они не знают сами, и это даже пугает. В основном тех, кто привык жить с четко поставленными целями и выстраивать впереди иллюзорный мир из кумиров и идеалов. Ответа на вопрос "что делать молодым?" в фильме тоже нет. Есть только бабушка одного из главных героев, которая, читая Анну Каренину в мягкой обложке, цитирует финал  "Графа Монте-Кристо": "Ждать и надеяться".

Между тем

Именно фильмом "Одноклассники" открылся в Ханты-Мансийске Восьмой Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня". На открытии приз "За вклад в кинематограф" вручили Петру Ефимовичу Тодоровскому, который стал председателем жюри фестиваля, вместо заявленного ранее Иштвана Сабо. Фильмом закрытия фестиваля станет картина "Как я провел этим летом", которая была высоко оценена в этом году на Берлинале. Представлять ее приедет режиссер Алексей Попогребский. Московская премьера "Одноклассников" состоится 10-го марта.

Image and video hosting by TinyPic

Интервью Сергея Александровича Соловьева о Фильме

Предлагаю вам авторскую точку зрения на фильм, предоставленную в интервью порталу http://www.pravo.ru.

- Сергей Александрович, скандал вокруг вашего нового фильма и популярным сайтов набирает обороты… А какова предыстория конфликта?

- Я так думаю, самые язвительные заявления и грандиозные конфликты еще впереди и начнутся они примерно в то же время, что запустится рекламная кампания фильма «Одноклассники.ру». А предыстория его такова: одна из моих студенток (если кто не в курсе — с 1986 годя я занимаюсь преподаванием во ВГИКе), Соня Карпунина, на очередную нашу рабочую встречу принесла сценарий. Оказалось, что он великолепен, более того, она сама очень подходила на главную роль. Результат — мы сняли фильм.

Когда мы начали работу над фильмом, рабочее название родилось само собой — «Вконтакте.ру», поскольку так называется самая крупная социальная сеть и всем сразу понятно, что это такое и как это объединяет людей. Но потом, посовещавшись, мы решили несколько изменить название. «Вконтакте.ру», конечно, самый популярный сервис, но само название, сам бренд, не настолько успешен и узнаваем, как «Одноклассники.ру», которые рекламируются на каждом углу. Однако рекламы «Одноклассникам» мы делать не хотели и решили поиграть с названием, убрав «ру» и добавив «агу». Получилось «Агу, одноклассники». Это мое авторское, если так можно сказать, сочинительство. «Агу» — это первое слово, которое произносит ребенок. И мать в картине говорит про свою дочь: «Мне больше всего понравилось ее первое агу». Но на этом все не закончилось, люди, имеющие отношение к продюсированию фильма, посчитали, что название получается очень уж корявым каким-то и не будет иметь коммерческого успеха. Тогда решили убрать слово из трех букв, оставив просто «Одноклассники». Но и это еще не все! Посовещавшись с Соней Карпуниной и с юристами, мы решили сделать так, чтобы фильм имел не только кассовое название, но и таил в себе какую-то провокацию, и назвали проект: «Одноклассники.ру». Если до сентября ничего не случится, ничего не изменится, именно под таким названием фильм выйдет в прокат, и именно под таким названием он сейчас всюду анонсируется.

- Вполне понятно, почему владельцы одноименного сайта возмутились и подали на вас в суд…

- Они возмутились — да. Но в суд еще не подали! Появились какие-то негативные и даже оскорбительные записи в различных форумах в сети Интернет, в прессе стали мелькать интервью с заголовками, гласящими, что «Одноклассники» засудят Соловьева… Но на самом деле исков не было, скажу больше — лично ко мне или к представителям съемочной группы никто из руководства сайта не обращался. Мы к ним обращались — да, отправляли предложение о сотрудничестве, предлагали выступить в качестве спонсоров или информационных спонсоров, но ответа так и не дождались.

- Не дождались, и решили действовать — просто украли название, да?

- Ну что значит украли, а? Я же не создал сайт с таким же названием, но в другой доменной зоне?! Я не собираюсь зарабатывать ни на социальных сетях, ни на блогах, да вообще никаким образом не планирую захватывать Интернет, ну разве что разместив трейлер фильма на видеохостингах… К тому же, если разбирать название с точки зрения написания, мы пишем «ру» кириллицей, так какие могут быть претензии?

Вот если бы мы назвали фильм «Табурет», выходит, что — все производители кухонной мебели могли бы со мной судиться и говорить, что я их обворовал?

- Мне кажется, вы не совсем правы. Если бы фильм назывался «Социальная сеть» — это одно, а тут вы используете чужой бренд, к тому же очень раскрученный, сами же говорите — узнаваемый, рекламирующийся на каждом углу…

- С одной стороны вы вроде бы и правы, но с другой — и это без труда докажут юристы — мы не только не наживаемся на раскрученном бренде, мы, напротив, помогаем его раскрутке. У фильма есть определенный рекламный бюджет, он будет показан в тысячах кинотеатрах, а название «Одноклассники.ру» замелькает на десятках тысяч афиш, в анонсах кинофильмов, на различных лентах новостей. Это такая реклама, которая стоит огромных денег, а наши оппоненты получат ее бесплатно! По хорошему нам должны еще заплатить, а не мы. Впрочем, не буду сейчас горячиться — если на нас подадут в суд, нам будет, с чем пойти и что сказать…

- А не проще, чем жить с мыслями о предстоящем суде, его избежать, подстраховаться?

- Зачем? Я же уверен в нашей правоте — это во-первых. А, во-вторых, я судов не боюсь. Бояться суда должен тот, кто врал, воровал, обманывал, тот, у кого рыльце в пушку. А человек, который честен, который живет своим трудом, своими знаниями и своим умом, который делает свой качественный продукт, за который готов постоять и поручиться, человек, который работает не ради денег и в глазах у которого не мелькают купюры с портретами американских президентов, всегда прав.

- А студентку вашу, Соню Карпунину, не считаете, что тоже обманули? Сценарий же ее, учится она на режиссерском — так дали бы ей фильм снимать, зачем идею отобрали?

- Действительно, Соня и не рассчитывала на большой фильм, она планировала снимать десятиминутную дипломную работу, но я убедил ее, что надо делать большое кино. И сценарий у нее не отбирал, мы вместе пришли к тому, что я буду ставить фильм, а взамен этого я предложил ей неплохую, на мой взгляд, компенсацию — сняться в главной роли.

Вообще фильм очень интересный получился, во многом благодаря Соне, во многом благодаря каждому, кто принимал участие в его создании. И, главное, у фильма есть своя душа, своя идея, своя сюжетная линяя, которая интригует и держит зрителей у экрана. Возвращаясь к названию, если бы мы были мошенниками, использующими известный бренд, нас бы не волновало содержание фильма — мы бы и так заработали на названии и поделили бы деньги, спрятавшись ночью под одеялом. А наш фильм — насыщенный, интересный и, не побоюсь этого слова, качественный.

- А о чем он?

- «Одноклассники.ру» — это история школьной любви, которая пытается сохраниться во «взрослой» жизни. Все начинается с выпускного бала, на котором все одноклассники устраивают настоящее безумство. А потом, когда праздник заканчивается, наступает расплата за безумие.

Фильм создавался в рекордно короткие сроки. Совместная работа над сценарием Карпуниной началась около года назад. Снимали очень быстро: в общей сложности полтора месяца в Москве и Петербурге и две недели на Гоа. Индийский курорт я считаю современной версией Сибири: когда при советской власти у людей что-то не складывалось, они бежали в Сибирь, а сейчас бегут от проблем на Гоа.

А еще — внимательные киноманы обязательно обратят на это внимание — «Одноклассники.ру» перекликаются с моей старой картиной «100 дней после детства». Знаете, в чем? Оба эти фильма родились из убеждения, что самое важное в жизни человека происходит (или не происходит) между двенадцатью и двадцатью годами, а вся остальная жизнь — это расширенный комментарий к этим годам.


Интересно

Соловьев вспоминает, что сначала назвал фильм «Вконтакте.ру», но потом изменил название: «Был еще другой вариант — "Агу, или одноклассники". "Агу" — это первое слово, которое произносит ребенок. И мать в картине говорит про свою дочь: "Мне больше всего понравилось ее первое агу". В результате картина называется просто "Одноклассники"».
Читайте происторию конфликта между Соловьевым и Одноклассниками.Ру в одной из моих предыдущих публикаций: http://ru-odnoklassniki.blogspot.com/2009/02/ru-ru.html

Трейлер


Источники и Дополнительная Информация:


Комментариев нет:

Отправить комментарий